Лида (белор. Ліда, лит. Lyda, польск. Lida) — город в западной части Белоруссии. Крупный промышленный город Гродненской области, административный центр Лидского района. Расположен в центральной части Гродненской области на пересечении автомобильных и железнодорожных путей (Минск-Гродно и Вильнюс-Слоним). От Лиды до границы с Польшей — 120 километров, с Литвой — 35 километров, до Гродно — 110 км, до Вильнюса — 100 км, до Минска — 164 км. По данным на 1 января 2016 года население города составило 100 443 человек. Название происходит от балтийского lyda «обработанное поле на месте вырубленного леса». Экономика. Промышленность представляют 33 предприятия различных отраслей хозяйства. Среди них — химическая, пищевая, машиностроительная, металло- и деревоперерабатывающая, электротехническая и другие. Транспорт. В городе осуществляются пассажирские междугородние автобусные и железнодорожные перевозки.
ИСТОРИЯ ЛИДЫ Годом основания города считается 1323: для спасения горожан от набегов татар и тевтонских рыцарей в 1323 году в слиянии двух рек Лидеи и ныне практически исчезнувшей Каменки, на насыпном холме Великим Князем Литовским Гедимином был заложен Лидский замок, ставший надёжным укрытием в минуты опасности. Он сохранился до наших дней и теперь является символом Лиды. Город был центром Лидского повета Виленского воеводства. Упоминается в летописном «Списке русских городов дальних и ближних» (конец XIV века). В 1795 году Лида вошла в состав Российской империи. В ходе Первой мировой войны город был оккупирован Германией в 1915 году. После советско-польской войны 1919—1921 город входил в состав Польши до сентября 1939 года, когда был включён в состав Белоруской ССР. В годы Великой Отечественной войны город подвергся германской оккупации с июня 1941 года по июль 1944 года. После распада СССР город вошел в состав Республики Беларусь. 9 февраля 2004 года Указом Президента Республики Беларусь № 56 «Об объединении Лидского района и города Лиды в одну административно-территориальную единицу» Лида утратила статус города областного подчинения. Символика города. 17 сентября 1590 года король польский и великий князь литовский Сигизмунд III дал городу ЛидаМагдебургское право, а вместе с ним — герб. 30 мая 2002 года в Гербовом матрикуле был зарегистрирован современный герб города: 6 апреля 1845 года герб города был высочайше утвержден императором всероссийским Николаем I. Гербовое изображение представляло собой щит, разделенный на две половины. В верхней половине — герб Виленской губернии: «в червленом щите, на серебряном коне, серебряный вооруженный всадник (погонь) с поднятым мечом и со щитом, на коем осьмиконечный червленый крест… В нижней (половине), в зелёном поле, сноп хлеба и серп, в знак того, что жители Лидского уезда занимаются исключительно земледелием».
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ЛИДЫ
Лидский замок.
Построен в 1323 году по поручению князя Гедиминаса. Входил в линию защиты против крестоносцев Новогрудок — Крево — Медники — Троки. Замок был сооружён из бутового камня и кирпича, имел в плане форму неправильного четырёхугольника с двумя угловыми башнями и был поставлен на насыпном песчаном холме, окруженном болотистыми берегами рек Лидея и Каменка, с севера — рвом шириной около 20 м, который соединял эти реки и отделял замок от города. Позже (вероятно, в XVI—XVII вв.) в систему предзамковых укреплений с востока было включено искусственное озеро. На замковом дворе размещались православная церковь (в 1533 перенесена в город), жилые и хозяйственные постройки, с 1568 — суд, архив, острог. Жилые помещения размещались на верхних этажах башен. Замок имеет форму неправильного четырёхугольника. Самая большая северная стена. Её длина 93,5 м. Южная стена, самая маленькая, 80 метров. А западная и восточная имеют длину 84 и 83,5 метров соответственно. В 1384 году после штурма замок взяли крестоносцы и частично разорили его. В 1392 году отряды немецких и английских рыцарей и армии их тогдашнего союзника князя Витовта осадили и взяли замок. Замок неоднократно отбивался от нападений: в 1406 — от отрядов смоленского князя Юрия Святославича, в 1433 — от армий князя Свидригайлы, в 1506 — от отрядов крымских татар. Летом 1659 года замок штурмом захватили московиты. Во время Северной войны (1700—1721) замок был дважды разрушен шведами, которые взорвали его башни. Последняя битва здесь произошла в 1794 году между повстанцами Костюшки, которые защищались в руинах замка, и российской армией. В 1891 году Лида сгорела, причём огонь уничтожил весь центр, включая здание ратуши XVIII в. Городские власти начали разбор и распродажу замковых строений, используя их для восстановления города. С откосов замкового холма стали брать песок. Тогда были почти целиком уничтожены остатки юго-западной башни и разобрана часть западной стены. В 1920-х годах замковые строения были чуть подновлены польскими реставраторами. На месте повреждённого северно-западного угла появились деревянные ворота, через которые можно было попасть на замковое подворье. Летом здесь часто останавливался странствующий цирк или зверинец, а зимой посреди двора ставили ёлку и заливали каток. Летом 1929 года замок изучал известный художник Язэп Дроздович и посвятил ему альбом зарисовок. В 1953 году Лидский замок вошёл в список памятников архитектуры, взятых под государственную охрану, хотя это и не остановило его разрушения. В следующие десятилетия на территории замка существовал небольшой стадион, часто останавливался передвижной зверинец. В 1982 году осуществлена полная консервация Лидского замка. Два последние десятилетия ведутся (с перерывами) реставрационные работы; вновь отстроенные части крепостных стен выделяются кирпичным цветом. Реконструированы обе башни. Археологические исследования здесь проводили Михаил Ткачев, Олег Трусов, Александр Кравцевич. Сейчас замок стал центром проведения рыцарских фестивалей. Здесь планируется размещение музейной экспозиции.
Костел воздвижения Святого Креста.
Католический храм относится к Гродненской епархии. Памятник архитектуры в стиле виленское барокко, построен в 1747—1770 годах по проекту архитектора Иоганна Глаубица. Храм включён в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Храм представляет собой трёхнефную базилику. Изначально церковь была украшена двумя башнями, которые были утрачены во время пожара 1821 года. У церкви прямоугольная в плане алтарная часть, которая продолжается центральным нефом, и две квадратные ризницы по бокам от центрального алтаря. Храм был окружён каменной оградой с барочными воротами (не сохранилась). В интерьере храма выделяется фресковая роспись сводов и стен, а также орнаментальная лепка и скульптуры в стиле рококо. В одной из боковых капелл левого нефа находится почитаемый местными католиками образ Богоматери Розария.
Собор Архангела Михаила.
Ранее костёл Святого Иосифа — храм, расположенный в Лиде, Белоруссия, по ул. Советской, 20. Первоначально построенный на деньги императора Павла I как католический храм при монастыре пиаристов, собор стал православным в 1863 году после перестройки сгоревшего костёла. До перехода к католикам в 1919 году большую часть времени настоятелем был И. И. Коялович. После закрытия в 1957 году, храм с 1960-х годов стал использоваться как планетарий вплоть до возвращения православным в 1996 году. Изначально являясь костёлом Святого Иосифа при монастыре пиаристов, храм возводился в 1797 (1794?) — 1825 (1820?) годах из кирпича. Строение явилось развитием особой линии архитектуры костёлов: купол - ротонда, которые условно отсылали к античности и Пантеону в Риме. В 1863 году костёл был перестороен и переименован в православную церковь Михаила Архангела. В 1866—1919 годах настоятелем собора был уроженец Гродненской губернии Иосиф Иосифович Коялович, который к тому же долго нёс послушание благочинного и в трёх училищах преподавал Закон Божий. На третий день Пасхи 1919 года вандалы, выкрикивая «Было ваше право, а теперь наше!», ворвались в храм во время богослужения и стали ломать иконостас и выбрасывать иконы. Священника И. И. Кояловича нашли мёртвым со следами побоев в церковном помещении на следующий день. В 1957 году храм, с 1919 года перешедший к католикам, был закрыт властями. С 1960-х годов здание храма стало использоваться как планетарий, а кирпичные ворота снесли в 1971 году. Сохранились кирпичные одноэтажный корпус монастыря, закрытого в 1832 году, и одноярусная звонница, расположенные рядом с собором. Православной церкви собор был возвращён в 1996 году. 21 ноября 2013 года архиепископом Новогрудским и Лидским Гурием (Апалько) была освящена памятная доска-барельеф с портретом И. Кояловича, первого настоятеля собора. Архитектура собора: собор, относящийся к центрическим строениям, является памятником архитектуры зрелого классицизма с использованием дорического ордера. Перекрытием классического храма-ротонды служит полусферический купол с восьмигранным фонарём. В архитектурном плане дополнениями круглого объёма собора по оси восток-запад служат более низкие прямоугольные притвор с четырёхколонным портиком и двухэтажные сакристии. С севера и юга к объёму примыкают небольшие ризалиты. Завершением портика и ризалитов служат треугольные фронтоны. Для освещения в стенах собора были прорезаны высокие прямоугольные оконные проёмы. В декоре фасадов прослеживается дорический ордер. Внутренний упрощённый антаблемент, опоясывающий стены, несут на себе восемь пар колонн дорического ордера, расположенных по периметру зала. Боковые входные порталы собора расположены по его поперечной оси. Для раскрашивания потолка использована техника гризайль с имитациейкессонов и розеток.
Жилые застройки конца XIX - начала XX веков.
Много довоенных зданий исчезло во время Великой Отечественной войны. Особенно пострадал центр Лиды. Можно выделить несколько мест, где сохранилась довоенная застройка.
4 дома сохранилось на улице Советской, самой старой улице города. Среди них дом № 23, № 26, № 31 № 32. Все кроме дома № 32 были построены примерно в один период, до прихода польской власти.
- дом № 31 был построен в 1912 году. Принадлежал он купцу Гуревичу. Дом одноэтажный, П-образного плана, неоклассического стиля. Объём его достигается высокой мансардной крышей. Композиция симметричная. По бокам расположены двухколонные портики, которые подчёркивают симметричность. На втором этаже терраса, выступающая с дворовой стороны. Перед входом раньше стоял двухколонный портик. Дом идеально сохранился и является памятником архитектуры регионального значения.
- дом № 32 был построен в 1935 году. Это трёхэтажный дом, типичный для того времени. Ритм дома основывается на геометрически правильных плоскостях, прямых оконных проёмах, боковых террасах. Из дворового фасада выступает лестничная клетка. Во время Второй Мировой войны в этом доме на первом этаже жил немецкий гебитскомиссар Герман фон Ганвег.
- дом № 26 был построен до революции в начале XX века. Составляет с домом № 23 единую архитектурную композицию. Дом представляет двухэтажную, симметричную композицию, подчёркнутую по бокам 2 ризалитами. Окна прямоугольной, в ризалитах лучниковой, а на втором этаже в ризалитах арочной формы находятся в нишах, украшены замковым камнем. Верх композиции завершает сложный карниз с сложным рядом дентикул. Дом принадлежал владельцу махорочной фабрики. Дом идеально сохранился, почти не поменяв свой облик.
- дом № 23 одного времени постройки с домом № 26. Принадлежал немецкому ветеринару Ранерту. Дом двухэтажный, с двускатной крышей. По бокам придают симметричность ризалиты. Но главный ход разрушает симметрию. Фасад нижнего этажа полностью рустованный. Его разбавляют прямоугольные высокие окна с замковым камнем над каждым. Второй этаж имеет гладкую поверхность, рассечённую интересными декорированными пилястрами. Верх композиции завершает сложный карниз с сухариками и дентикулами.
Также три дома сохранилось возле крепости на улице Замковой. Это дома нач. ХХ века, польского периода. Улица Замковая — одна из самых старых улиц города, но её положение часто менялось. Сейчас она представляет небольшой длины улочку, соединяющую две образующие улицы города. Все три дома объединяет небогатый декор. Только дом № 3 имеет сложные фасады, разбитые на плоскости.
Также можно выделить монументальные застройки польского времени начала 20 века. Это отрезок улицы Мицкевича и прилегающие районы. Из этой застройки можно выделить бывшую гимназию имени Короля Хаткевича, здания почтамта, и несколько домов из рядовой жилой застройки польского времени.