ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ВИТЕБСКА И ОКРЕСТНОСТЕЙ

АРХИТЕКТУРА  ВИТЕБСКА

 

Центр Витебска. Частично уцелел исторически сложившийся комплекс застройки, ограниченный улицами Ленина, Я. Купалы, Суворова, Политехнической и Л. Толстого. В пределах этого района просматривается преемственность планировочной сети улиц конца XVIII — первой половины XIX в., унаследовавшая в свою очередь черты дорегулярной эпохи. Город сохранил отдельные образцы архитектуры второй половины XVIII в., историко-архитектурные памятники, строения, представляющие художественный интерес, а также фрагменты рядовой застройки более поздних прошлых периодов. Основные памятники:

  • Губернаторский дворец, построен в 1772 году в классическом стиле (ныне здание принадлежит КГБ Беларуси).
  • Соляные склады (1774).
  • Здание бывшего окружного суда (1883, ныне — Художественный музей).
  • Здание первой электростанции (1897, ныне — Литературный музей).
  • Здание бывшего женское епархиального училища (1902, ныне — облисполком), в композиции здания использованы приёмы классицизма, в декоративных деталях проявляются элементы псевдорусского стиля.
  • Памятник героям Отечественной войны 1812 года. Открыт к  100 летию войны.
  • Здание бывшего поземельно-крестьянского банка (1917, ныне — Витебская государственная академия ветеринарной медицины) — пример художественного соединения модерна с неорусским стилем. Над главным входом расположено майоликовое панно со стилизованным губернским гербом.

 

Ратуша. Одна из нескольких сохранившихся в Белоруссии городских ратушРасположена в историческом районе Витебска, близ впадения в Западную Двину речки Витьбы, рядом с Воскресенской церковью и Свято-Духовым монастырём и другими сохранившимися или восстановленными в 2000-е годы памятниками архитектуры старого Витебска. Первое здание ратуши возведено в 1597 году, когда городу было даровано Магдебургское право. Существующие барочное здание ратуши относится к 1775 году: тогда ратуша представляла собой двухэтажный корпус сбашней над средней частью. В начале 1911 году был построен третий этаж здания. В настоящее время в здании бывшей ратуши размещен областной краеведческий музей.

 

Ансамбль ул. Кирова представляет собой памятник градостроительства 1950-х годов. Улица тянется от Привокзальной площади до Западной Двины, завершаясь перед Кировским мостом зданием гостиницы «Двина» и общежитием филиала Высшего колледжа связи. Композиции улицы придан целостный характер за счет стилевого единства фасадовс использованием элементов классицизма, одинаковой длины и высоты зданий, украшенных карнизами, тягами,пилястрами, балконами, эркерами.

Современные архитектурные достопримечательности:

  • Концертная площадка Летний Амфитеатр на 6 тысяч зрителей, сооружённая в 1988 и реконструированная в 2007 — место проведения международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске».
  • Архитектурный ансамбль самой большой в Белоруссии площади Победы c Мемориальным комплексом в честь воинов-освободителей, созданным в 1974 (включает площадь мемориала, 2 фонтана, 10 пилонов и главный монумент «Три штыка»).
  • Витебский ледовый дворец спорта на 2 тысячи зрителей, сооружённый в 1999 и позволяющий трансформации для проведения не ледовых видов спорта.
  • Торгово-развлекательный комплекс Марко-сити с остеклёнными зданиями в форме пирамид.
  • Музейно-выставочный комплекс культового в мире художника-авангардиста знаменитого витебчанина Марка Шагала.
  • ряд новых храмов и других общественных объектов, а также памятники, фонтаны, парки и др.

Архитектурные  памятники  культовых сооружений.

 

Благовещенская церковь. Памятник древнеполоцкой архитектуры XII века, стоявший в центре Витебска на левом берегу Западной Двины. Относится к шестистолпным трёхапсидным крестово-купольным храмам. Средний неф шире боковых. Снесён в 1961 г., воссоздан в 1990-е гг. из современных материалов. Письменные источники не сохранили сведений о дате возведения витебской церкви Благовещения. Летописные источники XVI—XVII вв. — (хроника Стрыйковского, хроника Быховца) относят возведение церкви к XIV веку и связывают с именем князя Ольгерда. Предание, фиксированное в городской летописи XVII века, говорит о возведении храма Благовещения в Витебске в 974 году княгиней Ольгой одновременно с основанием города. Результаты проводившихся археологических исследований (в 60 — 90 годы XX века), а также анализ и изучение архитектурных форм, строительной техники и Фрагментов фресок, дают основание датировать строительство церкви в пределах XII века и предположить участие в возведении храма византийских мастеров и использование византийского строительного опыта. Церковь несколько раз перестраивалась. В 1619 году по приказу короля Сигизмунда III передана униатам. Церковь сильно пострадала во время Северной войны. В 1714 году был произведён ремонт, а в 1759 церковь перестроена в стиле позднего барокко. В 1832 году церковь была возвращена православным и в середине XIX века перестроена ещё раз. Церковь сильно разрушена во время Великой Отечественной войны, затем взорвана для устройства трамвайного разворотного круга в 1961 году, причём стены сохранялись на высоту до 5 метров. В 1968 г  археологом М. К. Каргером произведены раскопки и частичная разборка обломков. В 1977 году произведена консервация руин церкви. В 1993—1998 гг. церковь Благовещения Пресвятой Богородицы восстановлена в облике XII века по проекту архитектора Г. А. Лаврецкого с сохранением фрагментов оригинальной кладки (кладка стен — чередованиедоломитовых тёсаных блоков с двумя или тремя рядами плинфы).

 

Храм Воскресения  Христа  на  Рыночной  площади. Воскресенская (рынковая) церковь —православный храм в Витебске. Построен в 2009 году по образцу церкви XVIII века, стоявшей на этом месте и разрушенной в 1936 году. Церковь является однонефным храмом в стиле Виленского барокко с полукруглой ориентированной на север апсидой с Ризницами по бокам, которые придавали строению прямоугольный план. Главный фасад украшен двумя трёхэтажными изысканными башнями. Между башен - двухъярусный барочный фронтон, в ХІХ веке заменён на более низкий классический. Храм довольно скромный по размерам и состоит из одного нефа.  С севера храм завершается полукруглой апсидой с высоким фигурным барочным фронтоном и двумя низкими ризницами по бокам. Стены были украшены плоскими пилястрами и завершены профилированными карнизами, сквозные ярусы башен и фронтон украшены стилизованными волютами. Башни завершались фигурными куполами. Про архитектора храма точно ничего не известно, однако есть мнение, что им был Иосиф Фантана III, который построил Успенский собор в Витебске. В наше время храм обновили в изначальном барочном виде. Впервые деревянная православная Воскресенская церковь упоминается в источниках в 1558 году. Воскресенскую церковь часто называли Рынковой. Это название она получила за то, что находилась на рыночной площади. Изображение этой церкви можно увидеть на чертеже Витебска 1664 года. Однако храм часто горел, потом отстраивался заново, опять горел. Как он прекратил своё существование неизвестно. Может, в очередной раз сгорел, а может, был разрушен. Строительство на месте деревянного храма нового, каменного, было завершено в 1772 году. Возведен храм был в стиле виленского барокко и архитектором являлся, по некоторым данным, И. К. Глаубиц (автор ратуши и Софийского собора в Полоцке). При этом храм получил ещё одно неофициальное название — Смыковской (купец Николай Смык был один из спонсоров строительства храма). Примечательно, что каменный храм первоначально был униатским, а не православным. Существует легенда, что храм был настолько красив, что даже сам Наполеон Бонапарт при оккупации Витебска не посмел его тронуть, а приказал разместить в храме лазарет. Вновь православным храм стал только в 1834 году, а в 1841 году был даже перестроен архитектором Портом с тем, чтобы полностью соответствовать православным канонам. Воскресенская церковь в Витебске была разрушена в январе 1936 года по постановлению советских городских властей. Согласно официальной причине, храм «мешал движению городского транспорта». Однако уже в 1940 году это событие было названо «перегибом», а церковь признана безвозвратно утерянным памятником архитектуры. И только после распада СССР разговоры о том, что нужно бы восстановить храм, приобрели реальную почву. Долгие споры о том, быть храму православным или униатским, закончились тем, что храм будет православный, но восстановлен будет таким, каким его построили униаты в 1772 году. Единственное исключение — небольшая башенка с куполом в середине кровли и скрытый купол, видный только изнутри. Руководил строительными работами архитектор И.Ротько. 10 июля 2009 года Воскресенская церковь в Витебске была торжественно освящена и открыла двери для прихожан. Интересно, что в процесс строительства каждый желающий мог внести свою лепту и, заодно, увековечить своё имя. Для этого можно было купить кирпич для постройки храма, на котором писалось имя покупателя. Внутреннее убранство храма создано благодаря меценатам и местным мастерам. Так, в 2011 году на алтарном щите храма витебский живописец Сергей Петров создал икону «Сошествие Иисуса Христа в ад». Каждый посетитель храма замечает невероятной красоты паникадило (главный светильник). Оно приобретено на средства мецената, имеет диаметр 3 метра и вес 600 кг. На башнях храма установлено 11 колоколов. Самый большой из них, Благовест, весит 1 200 кг, самый маленький — Тинька — всего 8 кг. А один из колоколов вообще голландский колокол 19 века, который попал в Беларусь как трофей после Второй Мировой войны.

 

Успенский собор. Памятник архитектуры виленского барокко на Успенской горке. При построении за образец взят храм Сан-Карло-аль-Корсо в Риме. Архитектор — И. Фонтана. Строился в 1743—1777 годах как униатский храм. Православный собор с 1799 года. Взорван и разрушен до основания в 1936 году Советской властью. Воссоздан в начале XXI века Православной Церковью. Чин великого освящения собора 30 сентября 2011 года возглавил Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев). В числе сослуживших ему архиереев был архиепископ Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий), сын витебского священника.

 

Собор Святой ВарварыСобор Святой Барбары — католический собор. С 1999 по 2011 года носил статус кафедрального собора Витебского диоцеза, в 2011 году кафедра витебского епископа была переведена в новый собор Иисуса Милосердного. Памятник архитектуры, построен в 1783—1785 годах в стиле барокко, существенно расширен и перестроен в 1884—1885 годах с элементами неороманского стиля. Трёхнефная базилика из красного кирпича, главный фасад украшен двумя двухъярусными башнями, причём первый ярус обеих башен четырёхгранный, второй — шестигранный. Башни венчают шатры с крестами. Нефы отделены друг от друга четырьмя массивными колоннами, центральный неф завершает полукруглая апсидаНебольшой по своим размерам каменный католический храм был построен в 1785 году рядом с витебским католическим кладбищем. После завершения строительства церковь была освящена первым могилёвским архиепископом Станиславом Богуш-Сестренцевичем во имя святой мученицы Варвары. Сначала исполнял роль кладбищенского храма, затем стал приходским. В конце XIX века число прихожан храма выросло настолько, что здание перестало вмещать верующих. В 1884—1885 годах проходила перестройка храма в неороманском стиле по проекту архитектора В. Пиотровского, которая существенно увеличила его вместимость. После перестройки храм был переосвящён 4 декабря 1885 года. В 1935 году церковь св. Варвары была закрыта, здание использовалось в качестве склада. Во время Великой Отечественной войны были разрушены башни, в послевоенное время здание храма стояло заброшенным. Реставрация здания церкви началась в 1988 году. Первоначально там планировали организовать концертный зал, однако после распада СССР и восстановления структур Католической церкви в Белоруссии, церковь св. Варвары была возвращена верующим. В 1993 году возвращённый прихожанам храм был освящён архиепископом Казимиром Свёнтеком. 

 

Собор Покрова  Богородицы — православный храм в Витебске, памятник монументальной культовой архитектуры XIX века.  Построен в 1814 году в стиле классицизма как костёл тринитарского монастыря на месте деревянного костёла (заложен в 1758 году). После закрытия монастыря в 1847 году и передачи его в православное ведомство перестроен под православную церковь (1858—1862), освящённую как Покровская.

 

Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Православный храм, памятник архитектуры. Построена в 1858 году из кирпича, в начале XX века значилась как единоверческая. Закрыта после Октябрьской революции и в годы советской власти была приспособлена под хозяйственные нужды. Действует с 1989 года. Церкви строение было возвращено в 1997 году, частично отреставрировано. Настоятель —протоиерей Александр Рахунок. Памятник архитектуры ретроспективно-русского стиля.Характеризуется прямоугольным в плане объёмом, полукруглой апсидой, двухскатной крышей с вальмой со стороны фронтального фасада и деревянным восьмигранным барабаном с куполом лукоподобной формы. Главный фасад является трёхосевым — прямоугольный дверной проём по центру и прямоугольные оконные проёмы в 2 яруса по бокам. Боковые фасады, расчленённые крупными лопатками на 3 прясла, увенчаны профилированным карнизом и разделены на два яруса прямоугольными оконными проёмамиВнутри плоский потолок разделяет храм на два этажа. На первом из них размещается молитвенный зал, от которого кирпичный простенок отделяет апсиду. Данный простенок, расчленённый прямоугольным центральным входным проёмом и боковыми проёмами с лучковой перемычкой, служит в качестве своеобразного иконостаса с образа?ми; в центральном проёме — Царские врата. По центру молитвенный зал разделён на две половины двумя столбами и арками, перекинутыми между ними. Второй этаж занимают покои настоятеля. В данный момент в храме находятся  частици святых мощей Св. Феофана Затворника, праведника Иоанна Русского, великомученицы Варвары, мученика Мамонта и ещё 30 святых.

 

Церков Св. Георгия  Победоносца. Православный храм в Витебске. Находится на проспекте Черняховского, 28/13. Построена в 1990-е годы по проекту архитектора Ю. Г. Соколовского, основой стало здание бывшего пожарного депо. Настоятель — протоиерей Николай Коляда. Открыта в 1997 году. На первом этаже находится церковь Святого Николая Чудотворца, на втором — церковь покровителя воинов Святого великомученика Георгия Победоносца. В одном здании, несущем черты неорусского стиля, совмещены двупрестольный храм и церковная администрация. Центральный кубоподобный объём сооружения завершает четверик с восьмигранным световым барабаном, несущим купол лукоподобной формы. Двухярусная четырёхгранная шатровая звонница размещена нетрадиционно — с правой стороны полукруглой апсиды. Плоскости фасадов разделены на два этажа маленькими арочными оконными проёмамиПерекрытие молитвенного зала нижней церкви, расчленённого двумя тройными аркатурами на 3 части (трапезная, собственно молитвенный зал, апсида, выделенная двухярусным иконостасом), — бочкоподобное на металлических балках. Молитвенный зал основного храма, размещённого на втором этаже, перекрыт плоским потолком, в него открывается световой барабан. Прямоугольную апсиду выделяет двухярусный деревянный иконостас.

 

Свято-Троцкий Марков (Марков-Троицкий) монастырь. Мужской православный монастырь в ВитебскеОснование Маркова монастыря предположительно относится к XIV-XV векам. Существует легенда об основателе монастыря — некоем Марке, который уединился на принадлежащем ему участке земли и построил там часовню. Вскоре к нему присоединялись единомышленники по духу. Монастырь существовал до 1576 года, после упразднён, а Троицкий храм превращён в приходской. Монастырь возобновлён в1633 году князем Львом Огинским. Расцвет монастыря относится к XVII веку. В то время на его территории находились два деревянный храма — Троицкий собор и Покровская церковь, выстроенная в 1650 году. В 1656 годупатриархом Никоном был подарен чудотворный список Казанской иконы Божией Матери. В 1690 году Покровская церковь сгорела, на её месте построили новую. В 1760 году на этом месте был выстроен новый каменный храм, также освященный в честь Покрова Богородицы и сохранившийся доныне (позже переосвящён в честь Казанской иконы Божьей Матери). Монастырь закрыт в 1920 году. На его территории долгое время размещалась милиция и другие учреждения. Все здания, кроме Свято-Казанской церкви, были разрушены (в том числе Троицкий собор — один из лучших образцов деревянного белорусского зодчества). Казанская церковь в период Великой Отечественной войны была повреждена, однако затем частично восстановлена (первоначально без купола). Единственная церковь в Витебске, которая в послевоенные годы не закрывалась. Главный престол храма освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, а боковой придел — в честь св. Сергия Радонежского. Монастырь возрождён 23 ноября 2000 года. В Свято-Казанский храм вновь перенесена Казанская икона Божией Матери в серебряном окладе.

КОНСУЛЬТАЦИИ

ПАСТУХОВА ИРИНА
641865443

mail ira@pltour.com 

ПАНЕНКОВА ТАТЬЯНА
648427535
mail tatiana@pltour.com 

МАНЬКОВСКАЯ МАРИНА
630575443
mail marina@pltour.com 

 

НАШИ СТРАНИЧКИ В  СОЦСЕТЯХ:

    ЖМИ ЗДЕСЬ >>>>>>

   ЖМИ ЗДЕСЬ>>>>>>


 

 
Конвертер валют
Внутренний курс валют на
21.05.2019
1 $ = 0 руб.
(считается по курсу ЦБ РФ + 0%)
 
 
 
© 2012 Туристическая компания “ПикЛайнТурс”