ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МОГИЛЕВА И ОКРЕСТНОСТЕЙ

СОВЕТСКАЯ  ПЛОЩАДЬ (СОВРЕМЕННАЯ  ПЛОЩАДЬ СЛАВЫ)

 

Советская площадь ранее носила название Торговая. Внизу, если смотреть с высокого берега, слева от моста через Днепр раньше была пристань. Могилёв был крупным речным портом. После присоединения в 1772 году Могилёва к России Торговая площадь получила название Губернаторской. Новый её облик разрабатывали известные русские архитекторы Н. А. Львов и В. П. Стасов. С площади сносят лавки и другие постройки, а по её периметру воздвигаются четыре двухэтажных здания в стиле классицизма: губернаторский дом, здание губернского правления, дом вице-губернатора и здание, в котором находились земский суд, врачебная управа, архив, а позже — окружной суд (сейчас здесь областной краеведческий музей). Из всего комплекса сохранилось только здание, в котором сейчас размещается областной краеведческий музей. В 1919 году площадь получила новое название: в честь 2-го губернского съезда советов (проходил в здании городской управы), объявившего 15 декабря 1917 года советскую власть в Могилёвской губернии она стала называться Советской. Во время немецкой оккупации в 1941—1944 гг. Советская площадь — место казни патриотов-подпольщиков. Площадь дважды находилась в зоне ожесточённых боёв за город в 1941 и 1944 годах. Не миновали её и бомбардировка Могилёва советской авиацией в 1943 году. Кучи обломков остались на месте дома губернатора и губернского правления, только коробка напоминала о доме вице-губернатора (снесен в 1950-х годах), частично пострадала ратуша и другие постройки. В конце 1940-х годов руины снесли. 1 июля 2014 года Советская площадь переименована в площадь Славы.

ГОРОДСКАЯ  РАТУША

 

В 1578, через год после получения городом грамоты на магдебургское право, в Могилёве началось возведение городской ратуши. Первоначально ратуша была деревянной, поэтому неоднократно сгорала дотла, и её местонахождение менялось. 4 сентября 1679 года горожане приступили к строительству каменной ратуши, основной корпус которой был возведен к 1681 году, а полностью строительство завершили в 1698 году. Здание покрыли черепицей, соорудили 2 крыльца (большое и малое), над которыми размещались позолоченные флюгера (ветреницы). Высота 8-гранной 5-ярусной башни со шпилем равнялась 46 метрам. Во время Северной войны в сентябре 1708 года ратуша сгорела, но была быстро восстановлена. А в 1733 году в ней проведён большой ремонт. Здание было самым высоким в городе. В 1780 году с её смотровой площадки Могилёвом любовались императрица Екатерина II и австрийский император Иосиф II. Во время Великой Отечественной войны ратуша была сильно повреждена. 28 декабря 1952 года на совещании архитекторов БССР по охране памятников архитектуры, было принято решение о её восстановлении, 11 сентября 1953 года — решение Исполкома Могилёвского городского Совета депутатов № 725, согласно которому здание ратуши объявлялось памятником архитектуры, а работы по её реставрации должны были быть завершены к 10 декабря 1953 года. Однако реставрация ратуши так и не была начата. А в июле 1957 года она была взорвана. Неоднократно поднимались разговоры о восстановлении городской ратуши, но лишь 23 мая 1992 года произошла символическая закладка 1-го камня на старом месте будущей ратуши и его освящение на торжественном молебне. Реально к проекту и строительству приступили лишь в 2007 году. В 2008 году в день города произошло её торжественное открытие.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ

Здание железнодорожного вокзала построено в 1902 году на Днепровском проспекте. За свою более чем столетнюю историю он практически не изменился, хотя и перенёс несколько ремонтов. Кроме этого, в разное время были построены билетные кассы и багажное отделение.

СВЯТО - НОКОЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ

 

Православный женский монастырь Белорусского экзархата Русской православной церкви в городе Могилёве. На территории монастыря находятся Свято-Никольский Собор, включённый ЮНЕСКО в реестр наиболее ценных сооружений Европы в стиле барокко и храм преподобного Онуфрия Великого. Свято-Никольский собор имеет три придела: Главный придел, левый придел, освященный в честь Святых Царственных Мучеников, и правый придел, освященный в честь Благовещения Божией Матери и Святого Крестителя Иоанна. История  создания. Сооружение монастыря началось в XVII веке, когда киевский митрополит Пётр (Могила), получил согласие польского короля Владислава IV на сооружение в Могилёве церкви Святого Николая. Во время правлениямогилевской епархией епископом Сильвестром (Коссовым) в 1637 была построена временная деревянная Никольская церковь. Строительство неотапливаемого кирпичного храма началось в 1669 году, а в 1672 он был освящен епископом Феодосием I (Василевичем). В начале XVIII века монастырь был подвергнут нападению шведов, а позже — после освобождения города русскими войсками — татарских и калмыцких полков. Свято-Никольский монастырь был подожжен и значительно пострадал в ходе пожара. В 1719 последние инокини монастыря переселились в Барколабовский монастырь. В это же время начал действовать мужской монастырь, который просуществовал до 1754 года. С 1754 года до 30-х годов XX века монастырь действовал как приход. В 1793 году при архиепископе Георгии (Конисском) было начато строительство зимнего отапливаемого храма рядом с Никольским собором, который в 1798 был освящен архиепископом Анастасием (Романенко-Братановским), сейчас это Онуфриевский храм. Не избежал гонений на церковь в годы советской власти и град Могилёв. Церковная утварь храмов монастыря была изъята и использовалась не по назначению, иконостас разрушен. А в 1934 году со смертью священника Михаила Плещинского Свято-Никольский собор был закрыт. В 1937 году прекратила существование и Могилёвская епархия (возрождена в 1989 году). С 1937 года в Свято-Никольском соборе находилась пересыльная тюрьма. В 1941 году тюрьма была закрыта. С 1946 в соборе располагалась книжная база. С 1956 по 1990 год велись реставрационные работы, в ходе которых здание Свято-Никольского храма пришло ещё в больший упадок, так как эти работы велись не церковью, а светскими властями. В 1989 году произошло возрождение могилевской епархии. 28 марта 1991 года был освящен зимний Онуфриевский храм Свято-Никольского монастыря. 18 июня 1991 года монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий II. Святейший Патриарх принес в дар монастырю литийное паникадило5 августа 1993 года в Свято-Онуфриевском храме прошло заседание Священного Синода Белорусской Православной Церкви, на котором причислили к лику месточтимых святых святителя Георгия (Конисского). В 1995 году к Свято-Никольскому храму подвели отопление. В 1996 году при монастыре было учреждено сестричество во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В том же 1996 году был построен двухэтажный корпус для сестер. В монастыре находятся списки Могилево-Братской иконы Божьей Матери, Белыничской иконы Божьей Матери, а также иконы «Благодатное Небо». 6 августа ежегодно совершается крестный ход от монастыря к дому, где жил и трудился святитель Георгий (Конисский). Предстоятель Белорусской Православной церкви Митрополит Филарет неоднократно посещал монастырь со своим пастырским визитом. Ныне в монастыре действует Воскресная школа и молодёжный православный хор. Архиепископ Максим, благодаря усердным трудам которого, был возвращен к жизни Свято-Никольский женскиймонастырь, покоится ныне на территории монастыря у Никольского собора, там же похоронена и игумения монастыря — игумения Евгения (Волощук). 4 декабря 2010 г. игуменией монастыря назначена игумения Ефросиния.

СОБОР УСПЕНИЯ ДЕВЫ МАРИИ И СВЯТОГО СТАНИСЛАВА

 

Католический собор в Могилёве. Носит статус сокафедрального собора Минско-Могилёвского архидиоцеза. Памятник архитектуры в стиле барокко, построен в 1738—1752 годах. В интерьере выделяются фрески на библейские темы на сводах храма. Собор стоит на месте бывшего монастыря кармелитов. В 1636 году на территории монастыря была построена деревянная церковь, освящённая во имя Успения Пресвятой Девы Марии. В 1708 году во время большого пожара эта церковь сгорела, а на её месте в 1738—1752 годах велось строительство каменного храма. Новый храм кармелитского монастыря был освящён в 1765 г. виленским епископом Ф. Зенковичем. 25 декабря 1772 года Екатерина II объявила о создании в Российской империи католической Белорусской епархии с центром в Могилёве. Десятью годами позже Белорусская епархия была преобразована в Могилёвскую архиепархию, которой подчинялись все католические приходы латинского обряда в России (в том числе в Москве и Санкт-Петербурге). С 1783 года храм кармелитского монастыря стал кафедральным собором могилёвской архиепархии. Поскольку покровителем собора считался святой Станислав собор называли как собором Успения, так и собором святого Станислава. В сведениях о Могилевском кафедральном соборе в 1911 году указано: «Покровитель костела Св. Станислав Римский; название костела Успение Пресвятой Богородицы…». В конце XVIII столетия собор был перестроен, в частности, к фасаду был пристроен 4-колонный портик. Роспись на сводах выполнена во второй половине XVIII века группой могилевских художников под руководством Павла Пиотровского. В 1956 году собор был закрыт, в нём разместился Центральный исторический архив БССР. В 1960 году он был переведен в Минск, а в здание бывшего собора переехал Государственный архив Могилевской области. В этот период храм утратил часть росписей, был безвозвратно утерян орган с редкими керамическими трубами. В начале 1990-х годов здание собора возвращено верующим, реставрация шла вплоть до 1994 года. Собор получил статус сокафедрального в образованной в 1991 году Минско-Могилёвской архиепархии. С 1993 года собор Успения служит одним из центром ежегодного фестиваля духовной музыки «Магутны Божа», проводимого в Могилёве.

СОБОР ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ

 

Главный православный храм в городе Могилёве (Белоруссия), памятник архитектуры начала XX века. Отличительной особенностью храма является возможность войти в него с трёх сторон. Храм назван в честьтрёх святителей — Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Закладка первого камня храма состоялась в 1903 году. Возведение храма продолжалось 11 лет и проходило под наблюдением губернского архитектора П. Калинина. В 1914 году строительство было закончено. Храм увенчан семью куполами и построен в форме креста. Во время первой мировой воины и нахождения в Могилёве Ставки храм часто посещал последний российский император Николай II. В 1961 году, во время гонений, были снесены колокольня, купола, кресты, а саму церковь закрыли. В здании основали клуб завода «Строммашина», который действовал до 1989 года. В 1989 году храм возвращён верующим. Также с 1989 года по благословению Высокопреосвященного архиепископа Максима при храме было чреждено Сестричество Милосердия Святых Жен Мироносиц при Могилевском Кафедральном Соборе Трёх Святителей. Сегодня храм является одной из главных достопримечательностей Могилёва и центром православной жизни в городе.

ЦЕРКОВЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА  ГОСПОДНЯ

 

Размещён рядом с Крестовоздвиженским собором. Памятник архитектуры барокко и ретроспективно-русского стиля. Здание церкви, возведённое из кирпича в XVII веке, изначально являлась жилым домом. Перестройка под православную церковь произошла в середине XIX века. Некоторые литературные источники упоминают её как Борисо-Глебскую церковьПо данным 2015 года, является крестильным храмом при Крестовоздвиженском собореПервоначально здание храма, разделённое стеной на два разновеликих помещения, являлось одноэтажным квадратным в плане строением с завершением в виде четырехскатной крыши. Асимметричный характер в композицию здания был привнесён во второй половине XIX века. Это проявилось в перестройке половины восточной стены в трёхгранную апсиду и пристройке к западной стене двухъяруснойшатровой звонницы-притвора (с тамбуром) с завершением в виде маковки на восьмерике и с арочными проёмами во втором ярусе. Шатёр звонницы невысокий. Местом возведения двухъярусного деревянного барабана (восьмерик на четверике), увенчанного луковичным куполом, является конёк вальмовой крыши. Для расчленения гладких, плоскостных оштукатуренных фасадов, опоясанных по периметру карнизным поясом (плоским фризом), применены врубные прямоугольные оконные проёмы без наличников. В декоре фасадов прослеживается применение растительного орнамента в технике сграффито и фресковой росписи; фрагментально сохранились на южной стене. По другим данным, были покрыты слоями краски и не сохранились. Растительный орнамент, выполненный по сыройштукатурке, был сделан по белорусским народным мотивам. Некоторые исследователи указывают, что такие черты декора, как растительный орнамент, фреска южной стены, широкий карниз в верхней части стены, характерны для XVII века, как и другие сохранившиеся особенности зодчества. Интерьер храма асимметричен. Под зданием храма находятся подземелья.

СОБОР ВОЗДВИЖЕНИЯ  КРЕСТА ГОСПОДНЯ 

 

Кирпичная церковь, называемая иногда Борисо-Глебской, была построена на средства верующих в 1869 году; её закрыли при наступлении советской власти. Вновь открыта с 1941 года и долгое время оставалась единственным действующим храмом в городе. В 1986 году церковь переименовали в Свято-Крестовоздвиженский собор. Храм двупрестольный: главный — в память Воздвижения Животворящего Креста Господня, второй престол — во имя святых Бориса и Глеба. Памятник архитектуры византийского направления ретроспективно-русского стиля (эклектики). Имеет место соединение черт классицизма и московского культового зодчества XVII века. По мнению одних исследователей, собор представляет собой памятник архитектуры византийского направления ретроспективно-русского стиля (эклектики). Согласно другим источникам, для архитектурно-стилевой трактовки храма характерно соединение черт классицизма (рустованныепилястры по углам, профилированный карниз основного объёма) и московского культового зодчества XVII века (пятикуполье, килевидные завершениязакомар и порталов, очертание наличников окон). Решение для крестово-купольного храма было найдено в прямоугольном, приближенном в плане к квадрату объёме и трёх округлых (полуциркульных, полуциндрических) апсидах на алтарной стене в северной части, незначительно выступающих из объёма. Завершением покатой четырёхскатной крыши служит пятикуполье. Оно состоит из мощного цилиндрического светового барабана с большим луковичным куполом и угловых «апостольских» куполков той же формы, только масштабно уменьшенных и расположенных на глухих барабанчиках. Главный и боковые фасады имеют карниз, над которым возведены килевидные фронтоны. Как оформление трёх входных порталов и арочных оконных проёмов использованы пластично насыщенные наличники. Украшением фасадов служат ажурные городковые пояса. Благодаря своей белизне пластичный декор, который, по мнению исследователей, насыщает те же фасады и включает в себя угловые рустованные лопатки и карниз с обломами и аркатурным фризом(иногда описание декора включает колонки и стилизованные кокошники), выделен на охристом фоне стен. Целый ряд деталей придаёт неповторимость храмовому образу и свидетельствует об оригинальности его архитектурного замысла, а именно те же угловые рустованные пилястры, сложный антаблемент со слоистым карнизом на сухариках и аркатурным фризом, кокошники, обрамления окон с полуколонками, плоскими сандриками и кокошниками, подзоры на апсидах, зубчатые фризы верхней части барабана большего купола и другие. Кроме того, по мнению исследовательницы Чернявской Т. И., такие элементы, как кокошники, орнаментальный фриз и обрамления оконных проёмов, «напоминают изменённые формыдревнерусской архитектуры». Завершением трёх нефов, на которые расчленён четырьмя мощными пилонами, поддерживающими купол барабана, молитвенный зал храма, служат полукруглые апсиды. Два столба, расположенные при входе, являются несущими для галереи хоров. Концом XX века датируется возведение при соборе деревянной часовни, представляющей собой центрическое четырёхгранное строение. Здание накрыто двухъярусной шатровой крышей. Завершением срубных граней часовни, в которых прорезаны прямоугольные оконные и дверные проёмы, являются треугольные фронтоны.

МУЗЕЙ ХУДОЖНИКА БЯЛЫНИЦКОГО - БИРУЛИ

 

Художник родился в 1872 году в деревне Крынки близ Белыничей Могилёвской губернии. Его родной дом не сохранился. Музей художника был открыт в памятнике гражданской архитектуры XVII века — каменном двухэтажном особняке с мансардой на улице Ленинской, 37 в Могилёве. В мае 1780 года этот дом, как самый лучший из существовавших тогда в городе 2-этажных каменных домов, был предоставлен для проживания австрийскому императору Иосифу II для проведения встречи с Екатериной II. С 1815 по1917 годы в этом доме размещалось Могилёвское дворянское депутатское собрание. В 1918 году помещение было передано только что созданной центральной городской библиотеке имени Карла Маркса. Здание было частично разрушено в годы Великой Отечественной войны. В 1970-х годах его реконструировали: надстроили 3-й этаж и крышу. В плане получилось прямоугольное здание со сводчатым массивным перекрытием. Центр внутренней планировки — деревянная лестница, вокруг которой на втором этаже сгруппированы бывшие жилые помещения. Стены прорезаны прямоугольными оконными проемами и декорированы профилированными лопатками. В центре главного фасада при реконструкции сделан лучковый входной проем и небольшой балкон с металлической ажурной оградой. Первый этаж и большой подвал под ним имеют сводчатое перекрытие, второй — балочное. Дом является архитектурным памятником в стиле барокко. С 1982 года в здании находится филиал Национального художественного музея Беларуси художественный музей Бялыницкого-Бирули В. К.  Коллекция произведений Бялыницкого-Бирули В. К. — самое большое по своему объёму и художественной ценности собрание работ художника. Елена Алексеевна Бялыницкая-Бируля, вдова художника, передала в дар могилёвскому музею большую часть документов, фото и личных вещей с дачи «Чайка», дома-мастерской художника на берегу озера Удомля: этюдник, палитру, кисти; антикварную мебель, сделанную вАбрамцевской мастерской; охотничье ружье — свидетельство особого пристрастия к охоте и уникальные письма Репина И. Е., в одном из которых великий русский живописец писал о своем восхищении работами молодого пейзажиста. Данные материалы позволили создать большую мемориальную часть Музея, которая размещена на первом этаже особняка. В коллекции мемориальной части музея находятся также произведения художников — близких друзей В. К. Бялыницкого-Бирули: портрет матери художника А. Р. Бялыницкой-Бирули, написанный в 1894 году Ульяновым Н. П.; картина «Друзья» кисти Корина А. М., на которой изображена дочка Бялыницкого-Бирули Любочка, сидящая на диване со своей собакой; портреты В. К. Бялыницкого-Бирули, написанные Моравовым А. В.(1908), Зайцевым М. М. (1922), Модоровым Ф. А. (1950); пейзажи, изображающие дом-мастерскую «Чайка» и окрестности озера Удомля.

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Открылся в 1949 году в качестве историко-краеведческого. Поскольку своих коллекций у музея не сохранилось, то некоторые экспонаты выделили музеи Ленинграда и Москвы. В 1953 г. музей сменил наименование на Могилёвский областной краеведческий музей. 1 июля 1961 г. музей разместился в здании бывшего окружного суда на Советской площади, где и располагается по сей день. С 1977 г. по июль 1990 года музей был закрыт на капитальный ремонт. После ремонта была представлена новая экспозиция, действующая и поныне. В 1997 году к 130-летнему юбилею музея была открыта экспозиция археологии. Сейчас в фондах музея более 300 тысяч экспонатов. Это материалы местных археологических раскопок, монеты и клады, предметы культа, живопись, предметы быта и многое другое. Экспозиция состоит из четырёх основных разделов: «Природа края», «Археология и древнейшая история», «История досоветского времени», «Советский период». Музей имеет два филиала: музей этнографии и музей открытого хранения фондов. С 2005 г. музей носит имя Е. Р. Романова — видного деятеля краеведения Белоруссии, организатора церковно-археологического музея в 1904 году.

САЛТАНОВКА 

 

Салтановка (Отечественная война, 1812). Деревня близ Могилева, в районе которой 10—11 июля 1812 года произошло сражение между русским корпусом под командованием генерала Н.Н. Раевского (15 тыс. чел.) и французским корпусом под командованием маршала Л. Даву (26 тыс. чел.). Командующий 2-й русской армией генерал П.И. Багратион послал авангард Раевского к Могилеву, чтобы выбить оттуда французов и расчистить путь для соединения с 1-й русской армией под командованием генерала М.Б. Барклая-де-Толли. Но в Могилеве уже стоял корпус маршала Даву. Он выдвинулся к деревне Салтановка и преградил путь Раевскому. Тот решил пробиться к Могилеву с боем. Однако атаки русских 10 июля были отражены превосходящими силами французов. На следующий день Даву пытался обойти корпус Раевского с правого фланга, но план маршала был сорван стойкостью дивизии под командованием генерала И.Ф. Паскевича. Сражение у Салтановки носило ожесточенный, упорный характер. В критические минуты боя, доходившего до рукопашной, Раевский лично водил солдат в контратаку вместе со своим 17-летним сыном. «Многие офицеры и нижние чины, получа две раны и перевязав их, возвращались в сражение, как на пир... В сей день все были герои», — отмечал в донесении Раевский. Французы были остановлены и отброшены на исходные позиции. Русские потеряли в сражении у Салтановки 2,5 тыс. чел. Урон французов составил 3,5 тыс. чел.На следующий день Даву, укрепив позиции, ожидал нового нападения. Но Багратион, видя невозможность прорыва через Могилев, переправил армию через Днепр и форсированным маршем двинулся к Смоленску. Когда Даву наконец спохватился, 2-я армия была уже далеко. План Наполеона окружить ее или навязать ей генеральное сражение не удался. В год  столетия сражения в деревне была возведена памятная часовня. 






 

КОНСУЛЬТАЦИИ

ПАСТУХОВА ИРИНА
641865443

mail ira@pltour.com 

ПАНЕНКОВА ТАТЬЯНА
648427535
mail tatiana@pltour.com 

МАНЬКОВСКАЯ МАРИНА
630575443
mail marina@pltour.com 

 

НАШИ СТРАНИЧКИ В  СОЦСЕТЯХ:

    ЖМИ ЗДЕСЬ >>>>>>

   ЖМИ ЗДЕСЬ>>>>>>


 

 
Конвертер валют
Внутренний курс валют на
20.08.2019
1 $ = 0 руб.
(считается по курсу ЦБ РФ + 0%)
 
 
 
© 2012 Туристическая компания “ПикЛайнТурс”