КОРОЛЕВСКИЙ ТРАКТ

КОРОЛЕВСКИЙ  ТРАКТ

Это главная туристическая дорога города. Названа она так не случайно – издавна короли, приезжавшие в Краков проезжали по ней через весь город в Королевский замок. Вот почему эта улица была так престижна, вот почему на ней стояли лучшие дома, вот почему сегодня здесь так много достопримечательностей.

Костёл св.Флориана.  

К средневековому Кракову примыкали два города-близнеца, учреждённые Казимиром Великим: Казимеж (Казимир) и Клепаж. Современная площадь Матейки является частью большого рынка Клепажа. Существующая форма площади сформировалась в к. XIX в., когда вместо деревянных в своём большинстве домов начали строить каменные. В самом конце площади Матейки стоит двубашенный барочный костёл – университетская коллегиата (т.е.костёл, при котором находится собрание каноников) под покровительством св.Флориана. В соответствии с легендой, волы, везущие реликвии мученика св.Флориана, остановились здесь и не сдвинулись с места, пока не решено было построить здесь его храм. Костёл был первым этапом похоронной церемонии польских королей, умерших за пределами Вавеля. Их перевозили в несуществующий в наше время дворец на ул.Шляк, а оттуда – в костёл св.Флориана, где отправляли богослужение. Затем траурная процессия направлялась в вавельский собор. Со времён Генриха Валуа костёл стал местом первой остановки вновь избранного короля перед торжественным въездом в Краков во время церемонии коронации. Костёл, находящийся за пределами городских стен, часто подвергался вражеским нашествиям и горел. Отстраивался 6 раз, каждый раз в соответствии со стилем эпохи. В настоящее время преобладает декор в стиле барокко и рококо. В 1949-1951 годах Кароль Войтыла , папа римский Иоанн Павел II, был здесь викарием.

Барбакан. 

Построен в 1498-1499гг. при короле Яне Ольбрахте для защиты подступов к Флорианским воротам. В военное время был единственным действующим входом в Краков. Это одно из самых массивных строений такого типа в Европе: стены трёхметровой толщины, 130 бойниц и 7 наблюдательных башенок, благодаря которым можно было следить за передвижением неприятеля и корректировать огонь. В город можно было въехать по подъёмному мосту, перекинутому через ров шириной в 24 и глубиной почти в 3,5 метра. Сегодня это одно из трёх такого типа строений, сохранившихся в Европе.

 

 

 

Флорианские ворота.

Это одна из четырёх башен, которые вместе с частью крепостных стен и Барбаканом пережили снос городских укреплений в начале ХIХ в. В XVII веке городские стены имели 47 башен и 8 главных ворот, которые охранял постоянный гарнизон. Уцелели четыре башни: Позументщиков, Флорианская, Столярская и Тесельская. Построенные из камня в конце ХIII – начале ХIV в. Флорианские ворота имеют высоту 34,5 м. Это самые старые запирающие город ворота. В случае осады их защищал цех скорняков. Вместе с Барбаканом они исполняли роль репрезентативных ворот – через них въезжали кортежи монархов и послов. Со стороны Барбакана их украшает гербовый щит с орлом рода Пястов проекта Яна Матейки. Внутри находится алтарь с изображением Пясковой Богоматери. Со стороны Флорианской улицы находится барельеф св.Флориана, одного из покровителей королевского Кракова. Верхняя часть ворот, разрушенная во время шведского нашествия (1655 – 66), была отстроена во второй половине ХVII в. В настоящее время на крепостных стенах молодые художники выставляют свои картины, создавая уникальную картинную галерею под открытым небом. С востока Флорианские ворота соседствуют с более молодой, построенной в XV в. башней Позументщиков, а с запада – с также возведёнными в XV в Столярской и Тесельской башнями. Эти тщательно охраняемые ворота замыкали на ночь при помощи спускаемой на цепях деревянной решётки.

Оборонительные стены.

С востока Флорианские ворота соседствуют с более поздней полукруглой и имеющей четырёхугольное основание Башней Позументщиков, возведённой в XV в. , а с запада – с построенными также в XV в Столярской и Тесельской (Плотничьей) башнями. К последней прилегает здание городского арсенала. В настоящее время на месте старого рва, омывавшего крепостные стены, расположены краковские Планты (бульвары). Весь средневековый город был окружён двойным кольцом крепостных стен. Внешняя стена была значительно ниже внутренней и непосредственно примыкала к глубокому рву, наполненному водой. Этот ров также был окружён земляным шанцем с частоколом. Вход в город охраняло семь въездных ворот, которые на ночь замыкали тяжёлыми «боронами» из кованого железа. Попасть к этим воротам можно было только по подъёмным мостам. Перед Флорианскими воротами был выстроен дополнительный оборонный объект – круглая башня, которую также называют барбаканом или «вылазкой». Она была построена в 1498 – 1499 годах , учитывая опасность нападения со стороны Турции.

 

Городской арсенал.

Согласно «Магдебургскому Закону», на основании которого Краков получил право города, жители Кракова обязаны были его зашищать. Поэтому в Кракове действовал не только королевский, но и городской арсенал. Расположенный у крепостных стен Арсенал находился на ул. Пиярской, между Флорианскими и Славковскими воротами. Возведённое из битого песчаника здание в 1565-66 гг. было предназначено для хранения ружей, пушек и пороха. В 1626 г. был перестроен свод, который покрыли так называемой «краковской» крышей. В начале ХІХ в., в период приведения градостроения в порядок, ему грозило снесение, так же как и большинству башен и крепостных стен, но в 1854-61 гг. здание было перестроено в стиле итальянских замков ХІV в. В 1874 г. город передал Арсенал вместе со Столярской и Тесельской башнями Владиславу Чарторыйскому под музей. Там были размещены собираемые веками сокровища культуры, принадлежащие семье Чарторыйских, и семейная библиотека. В 1961 г. библиотека была перенесена в новое здание а в арсенале остались музейные экспонаты.

 

Дом Бэлза.

Расположен по  адресу ul. Floria?ska 45. Посроен в XV в., принадлежал тогда семье Бэлза. В настоящее время здесь находится известное кафе «Яма Михалика». Четвёртый этаж и фасад относятся к 1833 г. В 1895 г. Аполлинарий Михалик основал здесь «Львовскую кондитерскую», которая очень быстро стала любимым местом артистической богемы, художников и литераторов, представляющих течение «Молодая Польша». Это место назвали ямой, так как внутри не было окон. С 1905 г. здесь находилось литературное кабаре «Зелёный шарик», самым известным членом которого был Тадеуш Желеньски (псевдоним Бой), автор «Словечек». В 1910 г. кафе было расширено Франтишеком Мончиньским. До настоящего времени сохранились уникальные интерьеры в стиле сецессион проекта Кароля Фрыча и вещи, связанные с памятью известного кабаре.

 

 

Кафедральный собор Успения Святой Девы Марии.
Мариацкий костёл

После снесения в XIII в. романской каменной базилики на этом месте началось возведение каменного костёла. Базилика Пресвятой Девы Марии – это готическое трёхнефное строение с шестью открытыми внутрь часовнями, восьмиугольным пресвитерием и двумя башнями. Внутри находится богатое готическое, ренессансное и барочное убранство. Главный алтарь -  деревянный алтарь  мастера Вита Ствоша (второй половина XV в.) Это один из самых больших готических алтарей в Европе. Сделанный целиком из дерева в форме огромного шкафа с открывающимися створами размером 11 х 13 м, с фигурами высотой около 2,7 м. Расписанная и богато позолоченная резьба алтаря представляет сцены из Священного писания. Главной темой алтаря является успение Богородицы. Основанием алтаря является пределла с генеалогическим деревом Христа и Марии. Шкаф плиты алтаря украшают четыре створки. Открытый алтарь изображает таинство радости Марии – от Благовещения до ниспослания Святого Духа – на створах, в центральной части – Успение Девы Марии в окружении апостолов, выше – Вознесение и коронацию в сопровождении св.Войцеха и св.Станислава. При закрытых створах алтаря взору предстают двенадцать сцен страданий Марии. В старину около Мариацкого костёла располагалось кладбище. В настоящее время здесь находится Мариацкая площадь с фонтаном с бронзовой фигурой мальчика, являющейся копией одной из фигур Мариацкого алтаря, даром краковских ремесленников городу. Ежедневно каждый час с башни разносится мелодия хейнала.

Костёл св. Барбары

Расположен по  адресу Pl. Mariacki 6. Заложен в 1394 г. краковским епископом Петром Вышем. В 1583 – 1773 гг. костёлом принадлежал Ордену Иезуитов. Здесь проповедовал Пётр Скарга. Около западного входа находится резной готический вертоград XV в. Внутри костёла находятся картины кисти Томазо Долабеллы, представляющие сцены из жизни св. Франциска Ксаверия, св. Франциска Борджиа и страдания св.Екатерины. Под костёлом похоронен ксёндз Якуб Вуек, переводчик Библии, умерший в 1597 г.

 

 

 

Сукенницы.

Средневековый торговый дом. Появился как одно из основных учреждений города предписанных магдебургским законом во второй пол. XIII в. Первоначально здесь были примитивные каменные магазины с улочкой посередине. Сюда приезжали на ночь купцы со своим товаром. Выходы закрывали решетками, обеспечивая таким образом безопасность приезжим купцам и их товарам. В следующем веке, во время правления Казимира Великого, было возведено покрытое крышей каменное готические строение размером 108 м x 18 м. Вход в него вел через стрельчатые кирпичные аркады, сохранившиеся до нашего времени. После пожара во II-й пол.XVI в. его отстроили заново в 1556 - 1559 годах в ренессансном стиле. Работами руководил итальянский скульптор Джан Мария Падовано. К этому же периоду относится красивый аттик, который запроектировал придворный художник Зигмунта Августа, итальянский скульптор Санти Гуччи из Флоренции. Лестница от стороны улицу св.Яна - работы Яна Франка. Когда в XIX в. были снесены окружающие здание ларьки, оказалось, что Сукенницы находятся в так ужасном состоянии, что в городе, который боролся с финансовыми трудностями, приходилось считаться даже с их разборкой. Но вместо этого они были основательно перестроены. Современный вид Сукенниц – произведение архитектора Томаша Прылиньского. По обеим сторонам главного нефа были построены аркады, капители колонн проектировал Ян Матейко.

Костёл св.Войцеха

Костёл св.Войцеха стоял на этом месте ещё в раннем средневековье, еще до того, как были определены границы площади Рынка. Первоначально это был деревянный костёл, возведённый в конце X – начале XI в. На этом месте св.Войцех проповедовал, отправляясь в миссионерское путешествие в Пруссию. Современный романский однонефный костёл с прямоугольным пресвитерием, построенный из каменных брусков в первой половине XII в., является одним из самых старых романских костёлов в Кракове. Сохранились романские окна и портал. Внутри – распятие в радуге нач. XV в., икона св.Войцеха, написанная Каспаром Курчем в нач. XVII в., и фигуры ангелов, произведение Антония Фрончкевича 1-й пол.XVIII в. В XVIII в. стены костёла были подняты выше, достроен барочный купол, часовня благословенного Винцента Кадлубека и ризница. В настоящее время костёл находится примерно на 2 – 2,6 м ниже уровня земли, чем первоначально. В подземелье костёла находится Археологический музей и выставка «История краковского рынка». Это место является археологическим заповедником, представляющим изменения в стратиграфии Главного Рынка и самые ранние этапы строительства костёла.

Башня Ратуши

Башня ратуши является уцелевшей частью готической ратуши нач. XIV в. Пострена из кирпича, украшена каменной облицовкой из белого известняка. Была возведена на фундаменте более раннего здания. Покрыта уже третьим – на этот раз барочным – шлемом, так как предыдущие сгорели. В 1960 г. башня была реконструирована и передана Историческому музею Кракова. Экспозиция посвящена истории городских властей. Достроена новая входная лестница, украшенная каменными львами, привезенными из дворца Морстинов в Плавовицах недалеко от Прошовиц. В угловых частях второго этажа находятся позднеготические порталы и каменные маскароны, восходящие к XIV в. Внутри башни, на первом этаже находится готическое помещение, которое раньше было сокровищницей Ратуши. Из окон помещения верхнего этажа, где когда-то держали в заключении осуждённых, открывается прекрасный вид на Рынок и близлежащие здания. В старинных подвалах, где когда-то были казематы, находится кафе и сатирический театр «Маскарон».

 

Базилика доминиканцев. Костел Св. Троицы.

Первоначально на этом месте стоял деревянный костёл, также посвящённый св.Троице. Трёхнефная готическая базилика многократно перестраивалась. Пресвитерия была возведена во второй пол. ХIII в., надстроена до 1320 г. Корпус относится к к.ХIV в. Во время большого пожара в 1850 г., как большинство городских построек, утратила своё богатое оснащение. Современное оформление интерьера относится ко второй пол. ХIХ в. Готические внутренние галереи, ренессансная часовня с могилой св.Яцка, часовня Чёточной Богоматери, славящаяся своей чудотворной иконой, и надгробная плита умершего в 1496 г. выдающегося гуманиста Филиппа Вуонакорси, называемого Каллимахом, - произведение Вита Ствоша.

 

 

Дворец Велопольских.

В настоящее время – магистрат Кракова. Исторический дворец Велопольских, являющийся северной частью восточного крыла современного здания, был возведён Я.Тарновским в I-й пол. XVI в. как трёхэтажное ренессансное здание, прямоугольное в основании. После смерти гетмана в 1561 г. дворец перешел в руки семей Острожских и Замойских. С примерно 1650 г. до середины XIX в. принадлежал Велопольским. В I-ой пол. XVII в. был перестроен в раннебарочном стиле. В 1787 г. дворец посетил Станислав Август Понятовский. В I-ой пол.XIX в. дворец был отдан в аренду, и в нем проходили театральные представления, а также находилась художественная мастерская П.Михаловского. В 50-х гг. XIX в. Ф.Винтер открыл на первом этаже кафе, в 1858 г. пристроил к ней со стороны площади остекленную веранду, в 1859 г. открыл зал для балов. Во дворце проводились научные показы: в день рождения наследника трона в 1854 г. на окне поместили до этого неизвестную в Кракове электрическую лампу. В 1864 г. был куплен краковской гминой (городской общиной) с целью размещения там магистрата. На втором этаже располагались помещения магистрата и президентские кабинеты. В самом начале XX в. здание магистрата было расширено за счёт сноса соседних домов со стороны ул.Посольской.

Костёл францисканцев.

Заложенный князем Болеславом Стыдливым для приглашённых из Праги францисканцев, построен в 1252 – 1269 гг. Это многократно перестраиваемое после войн и пожаров готическое строение. В 1657 – 1673 гг. к архитектуре костёла были добавлены некоторые элементы барокко. Его богатое средневековое оснащение было уничтожено во время большого пожара 1850 года. Костёл был отреставрирован и перестроен. Внутри находится полихромная живопись и великолепные витражи Станислава Выспяньского конца XIX – начала XX в. К костёлу примыкают готические внутренние галереи с портретами краковских епископов. В боковой часовне находится икона Болящей Богоматери нач. XVI в., коронованная в 1908 г. В этом костёле был похоронен его учредитель, князь Болеслав Стыдливый. В 1386 г. Владислав Ягелло с братьями крестился здесь как католик.

 

 

Улица Каноничья.

Район ул. Каноничьей был первой заселённой территорией за пределами Вавеля. Ещё в первом тысячелетии нашей эры, возможно, в то время, когда Краков входил в Молдавское княжество, здесь находился играющий важную роль купеческий центр. Позднее поселение под названием Окол было как бы подсобным для княжеской, а затем королевской резиденции. Именно через эту улицу проходила дорога из Кракова, центр которого перед признанием ему городских прав был расположен в районе современной площади Всех cвятых. На этой улице располагались королевские бани , в том числе в позднейшем «Доме Длугоша». В раннем средневековье между Вавелем и современной улицей Каноничьей проплывал приток Рудавы, заливавший ров у Вавеля. Впервой половине XV в. сформировалась настоящая застройка улицы, которая от ул. Гродской была заселена чиновниками, дворянами и королевскими слугами. По противоположной стороне улицы жили соборные каноники. До конца XVI в. обе стороны улицы постепенно перешли в собственность каноников, отсюда современное название улицы. На изменения в застройке оказали влияние пожары 1455, 1473, 1531 годов, уничтожившие в основном деревянные строения. В начале XVI в. началась массовая перестройка готических зданий в резиденции эпохи Возрождения, очень часто с внутренними дворами и арочными галереями.

Костёл св.Петра и св.Павла.

Возведён в 1596 – 1616 годах для ордена иезуитов в качестве дара от короля Зигмунта III Вазы. Построен в стиле раннего Барокко по образцу римских иезуитских костёлов. Алебастровые украшения под мрамор первой половины XVII в. выполнены Джованни Фалькони. В пресвитерии находится могила умершего в 1612 г. Петра Скарги. Перед костёлом на высоких постаментах стоят фигуры двенадцати апостолов.

 

 

 

 

Костёл св.Андрея.

Вероятно, возведён в 1079 – 1098 годах, во время правления князя Владислава Германа. Первоначально покровителем костёла был св. Иджи. Это один из немногих сохранившихся памятников романской архитектуры. Нижняя, массивная, часть фасада свидетельствует об оборонном предназначении объекта. Согласно Длугошу, этот костёл был единственным строением в городе, которое удалось защитить во время нашествия татар в 1241 г. Интерьер костёла в конце XVII в. был основательно перестроен в стиле барокко, а украшения из алебастра, отделанного под мрамор, исполнил Бальтазар Фонтана. Здесь находится амвон в стиле позднего барокко в форме лодки св.Петра. С юга к костёлу прилегают постройки монастыря кларисок, где находится много ценных произведений искусства, в том числе готические вертепные фигурки и икона Богородицы с младенцем конца XII – начала XIII веков.

 

Дворец епископа Эразма Цёлека.

Дворец епископа Цёлека украшен королевским гербом в виде оплетённого буквой S (инициал латинского имени Зигмунта I Старого) орла. Во дворе сохранилась старая кирпичная башня – остаток крепостных стен.

 

 

 

 

 

Дом соборного капитула «Деканский».

Это была резиденция деканов капитула. Здание было построено в конце XIV в. и в наше время выделяется двукамерным украшением фасада. Внутри находится арочный двор со статуей св.Станислава в стиле барокко. С 1958 по 1964 год здесь жил Иоанн Павел II , бывший тогда епископом краковской епархии Каролем Войтылой.

 

 

 

 

Дом Яна Длугоша.

Возведённый в I половине XIV в. , прилегал к крепостной стене и воротам, ведущим с Подзамча (район современных ул.Каноничьей, Гродской) на Вавель. Взможно, что когда-то здесь находились королевские бани. С 1450 г. в течение 30 лет здесь жил Ян Длугош, который достроил этаж и создал тут свои самые выдающиеся произведения. С 1873 г. здесь была мастерская Франтишка Выспяньского, отца выдающегося художника Станислава Выспяньского. Здесь он подрабатывал, рисуя тогдашние «краковские сувениры». Со стороны ул. Подзамче находятся мемориальные доски. В 1991 г. здание было освящено Иоанном Павлом II для Папской теологической академии.

 

 

Костёл св.Иджи.

Костёл, управляемый доминиканцами, используется также верующими армянского христианской  церкви. Возведённый в 1 пол. XIV в. готический однонефный сориентированный костёл с пресвитерием, закрытым с трёх сторон. Внутри, на готической радужной балке, - позднеготическое распятие (ок.1520 г.), фигуры Богоматери и св.Иоанна (ок. 1470 г). Главный алтарь и хоры восходят к XVII в.. Боковые алтари и амвон – к 3 четверти XVII в. Почётные места, настенные украшения пресвитерия и его порталы состоят из частей старого надгробного памятника св.Яцка и были перенесены из Доминиканского костёла во время его перестройки в1620 г. В сокровищнице находятся 5 позднеготических ковчежцев с мощами, относящихся к 1480 г. До 1320 г. имя св.Иджи носил костёл св.Андрея, бывший коллегиатой, пока ею не стал современный костёл этого святого. До 1567 г. был под покровительством бенедиктинцев из Сецехова и семьи Тенчиньских, а с 1595 г. – доминиканцев. В 1990 г. в память о жертвах периода социалистической Польши около костёла был поставлен катыньский крест.

 

 

КОНСУЛЬТАЦИИ

ПАСТУХОВА ИРИНА
641865443

mail ira@pltour.com 

ПАНЕНКОВА ТАТЬЯНА
648427535
mail tatiana@pltour.com 

МАНЬКОВСКАЯ МАРИНА
630575443
mail marina@pltour.com 

 

НАШИ СТРАНИЧКИ В  СОЦСЕТЯХ:

    ЖМИ ЗДЕСЬ >>>>>>

   ЖМИ ЗДЕСЬ>>>>>>


 

 
Конвертер валют
Внутренний курс валют на
26.03.2019
1 $ = 0 руб.
(считается по курсу ЦБ РФ + 0%)
 
 
 
© 2012 Туристическая компания “ПикЛайнТурс”