Застройка Минска преимущественно молодая, так как город сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Тем не менее, в городе сохранилась и часть значимых для города исторических построек. Некоторые же здания были восстановлены по сохранившимся чертежам, рисункам и фотографиям.
Минская городская ратуша. Расположена в центральной части Минска, на Высоком Рынке, построено в 1600 году. На ратушной башне находились часы, что для того времени было большой ценностью. До отмены российскими властями магдебургского права для Минска (14 мая 1795) в ратуше проходили заседания органа минского самоуправления — магистрата или совета, в здании хранились эталоны единиц веса и объема. Здесь работали: магистрат, суд, архив и др., в 1830-х гг. музыкальная школа. В 1884 приспособлено под театр, работавший в 1844—1851., в театре шли спектакли на русском, польском и украинском языках постоянных городских антреприз Я. Хелмиковского, В. Вержбицкого, В. Дроздовского. В ноябре 1848 здесь впервые в Белоруссии поставлена пьеса Н. Гоголя «Ревизор». Фойе, зал и ложа театра были расписаны городским декоратором И. Кураткевичем. В сквере, прилегающем к ратуше, некогда стоял памятник Александру II, установленный в январе 1901 г. (демонтирован после революции 1917 г.). Здание было разрушено в 1857 г. по указу Николая I. В 2002 году на определённом по данным археологических раскопок месте начались работы по восстановлению памятника архитектуры. Внутренняя планировка памятника не скопирована полностью, однако в процессе восстановления постарались сохранить её наиболее ценные элементы. Толщина стен, как и у прежнего строения, полуметровая. В феврале 2004 года ратуша была открыта для посетителей, а 4 ноября 2004 года состоялось её торжественное открытие. Сегодня на первом этаже здания размещены выставочные залы для экспозиции музея Минска. В большом зале установлен макет исторического центра Минска начала XIX в. под стеклянным куполом. На втором этаже ратуши, где когда-то был магистрат, открыт зал для приема почетных гостей и совещания. Прилегающий к зданию сквер также был реконструирован: он приобрёл вид, бывший в начале XX в. Сквер пересекается двумя овальными аллеями, вдоль которых высажены пирамидальные тополя, по его периметру стоят чугунные фонари, скамейки в «ретро» стиле, чугунные фонари. На башне с флюгером высотой 32 метра установлены часы и герб города. Каждый час куранты отбивают фрагмент мелодии (19 секунд припева) из «Песни про Минск» композитора Игоря Лученка. Здесь проходят различные мероприятия в жизни столицы.
Костёл святого Симеона и святой Елены. Часто называемый также Красным костёлом — наиболее известный католический храм Минска. Костёл размещается на площади Независимости в непосредственной близости от Дома Правительства. Строительство храма началось в 1905 году. Строительством руководил минский дворянин Эдвард Войнилович, он же пожертвовал крупную сумму на строительство храма. Автором проекта стал польский архитектор Томаш Пайздерский. Костёл получил имена святых Симеона и Елены в память двух рано умерших детей Войниловича. Осенью 1908 года были завершены основные строительные работы, в 1909 году на башню подняты колокола, а 20 сентября 1910 года архиепископ Ключинский освятил храм. В 1923 году почти все храмовые ценности были экспроприированы, а окончательно костёл был закрыт в 1932 году. Сначала в нём располагался Государственный польский театр БССР, затем он переоборудован под киностудию. В 1942 году во время оккупации города немецкими войсками храм был вновь открыт, но сразу после войны был закрыт и уже надолго. Существовали планы полного уничтожения здания, которые не были реализованы. В здании размещались службы киностудии, затем — Дом Кино Союза кинематографистов БССР и Музей истории белорусского кино. В советское время здание подверглось перестройке — появились пристройки на левом боковом фасаде; триапсиды были соединены в одну. Вся живопись в интерьере была закрашена, но несмотря на это храм был объявлен памятником архитектуры республиканского значения. В 1970-е гт. сделаны новые витражи, которые воплощали аллегории пяти искусств, автором которых был белорусский художник-монументалист Гавриил Ващенко, а также люстры из меди. В 1990 году костёл святых Симона и Елены был возвращён Католической церкви. В ходе немедленно начавшихся реставрационных работ на сводах и в пресвитерии были расчищены росписи. В 1996 годуу костёла была установлена скульптура Архангела Михаила, пронзающего змея. В 2000 году был установлен памятник «Колокол Нагасаки».
Кафедральный собор Сошествия Святого Духа. Главный храм белорусского экзархата Русской Православной церкви. История собора начинается в 1633—1642 годах, когда было построено здание, служившее храмом католического монастыря бернардинок. В 1741 году здание было разрушено пожаром, после этого монастырь реконструировали. В 1852 году монастырь был упразднён и переведён в Несвиж. С 1860 года прежний костел стал православным храмом. Здание не раз перестраивалось. С северо-востока к храму прилегает П-образный двухэтажный корпус. В 1869 году, по ходатайству архиепископа Минского и Бобруйского Александра (Добрынина), из казны были выделены необходимые средства для приведения храма и прилегающего к нему здания в должный порядок, чтобы открыть здесь мужской православный монастырь. Открытие монастыря состоялось 4 (по старому стилю) января 1870 года. Монастырскую братию составили монахи древнего Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. В Минск были переведены библиотека, ризница и многое другое монастырское имущество. В мае 1870 года последовало предписание Синода именовать основанный в Минске монастырь Свято-Духовым. Освящение главного престола монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено 22 октября 1870 года. А через несколько дней 1 ноября этого года был освящён правый придел храма во честь святых Мефодия и Кирилла. Монастырь просуществовал до 1922 года. Собор был закрыт в первые годы советской власти. Верующие смогли возобновить в нём богослужения только в условиях немецкой оккупации Белоруссии. Подготовленный к службе собор освятил епископ Филофей (Нарко). Почти сразу после освобождения Минска советские власти закрыли главный православный храм города − Петропавловский собор, который также вновь стал действовать в годы оккупации, и таким образом Свято-Духовский собор стал кафедральным храмом Минской епархии. 25 ноября 1990 года в Минске состоялся первый за многие десятилетия крестный ход — из Свято-Духова кафедрального собора во вновь освященную церквь Марии Магдалины перенесли в особом ковчежце частицу мощей равноапостольной Марии Магдалины. Теперь Свято-Духовая церковь — Кафедральный собор Минска. В иконостасе есть целый ряд замечательных икон Московской академической школы. Но самая ценная реликвия — чудотворная икона Божией Матери, обретенная минчанами в 1500 г. и именуемая Минской. Святыней храма являются нетленные мощи святой благоверной Софии Слуцкой, внучки Анастасии Слуцкой. Её нетленные мощи можно увидеть в боковой нише слева от алтаря.
Церковь святого благоверного князя Александра Невского. Православный храм, построенный в 1896—1898 годах на территории Военного кладбища города. Архитектор — В.И. Струев. Единственный храм Минска, почти полностью сохранивший свой первоначальный облик. На сооружение храма в византийском стиле средства пожертвовали также войска местного военного гарнизона и частные лица — в основном родственники погибших воинов. Активно помогал в этом деле благочинный 30-й пехотной дивизии протоиерей Павел Богданович. 20 000 рублей на постройку храма внесла «дочь Кексгольмского полка» Мария Кексгольмская — турецкая сирота, подобранная солдатами полка в 1878 году на поле боя и воспитанная полком в духе православия. Строительство было задумано как памятник воинам, отдавшим свою жизнь в русско-турецкой войне 1877—78 годов. Об этом напоминают сохранившиеся с тех пор две мемориальные доски, вмонтированные в центральный неф. На них выгравированы имена 118 воинов 30-й артиллерийской бригады и 119-го пехотного Коломенского полка, погибших при взятии Плевны в Болгарии. Кроме того, рядом с храмом находятся могилы нескольких героев войны 1877—78 гг. — генерал-лейтенанта Э. В. Жиржинского, генерал-майора И. А. Бырдина, подполковников А. Т. Дехтярева, В. К. Жежеро и С. К. Абрамова. Храм был спроектирован в стиле русского узорочья XVII века и возведён на месте маленькой деревянной церкви, стоявшей на этом месте. Торжественное освящение храма состоялось 2 февраля 1898 года. Чин освящения совершил преосвященный Симеон (Линьков), епископ Минский и Туровский, в сослужении духовенства минских церквей и в присутствии большого числа горожан. За алтарной стеной похоронены останки высших офицеров, а рядом с ними находятся две братские могилы с останками солдат. Самым интересным элементом церкви можно назвать деревянную переносную церковку, которой пользовался Коломенский полк для молитв во время военных действий в Турции. В храме находится список (копия) святыни Белой Руси — Минской иконы Божией Матери, сделанный в XIX веке. Во время Великой Отечественной войны храм подвергался бомбардировке, однако пробившая купол храма бомба не взорвалась. Она прошила центральный купол церкви и упала возле иконы Николая Угодника. При восстановлении церкви использовался красный кирпич, выпускаемый на одном латвийском заводе, который поставлял свою продукцию в московский Кремль. В киоте в правом приделе помещена икона Нерукотворенного образа Спасителя, автором которой по преданию является известный русский живописец Николай Ге. Икона была пожертвована храму одним из его попечителей в конце XIX века.
Архикафедральный собор Святого Имени Пресвятой Девы Марии. Католический кафедральный собор в стиле виленского барокко, главный католический храм в Минске. Кафедральный собор Минско-Могилёвской архиепархии. Храм был построен в 1700—1710 гг. как церковь при иезуитском монастыре, в связи с чем также известен как «костёл иезуитов». История общества Иисуса в Минске начинается в середине XVII века, когда в город прибыли первые члены общества. В 1683 году было начато строительство монастыря, а 24 октября 1700 года был заложен каменный монастырский храм. Благодаря многочисленным пожертвованиям строительство шло быстро, в 1708 году был закончен интерьер, а 16 марта 1710 года виленский епископ Константин Казимир Бжостовский освятил иезуитский костел во имя Иисуса, Марии и св. Барбары. В последующие несколько десятилетий храм претерпел ряд перестроек. По бокам пресвитерия были пристроены две часовни, в 1732 году были завершены две башни главного фасада, придавшие храму современный облик. В 1773 году под давлением светских властей европейских стран орден иезуитов был временно запрещён папой Климентом XIV, в связи с чем иезуитский храм Минска получил статус обычного приходского. В 1798 году был создан Минский диоцез, и храм изменил свой статус, став кафедральным собором, освящённым в честь имени Пресвятой Девы Марии. В 1800 и 1853-54 годах в соборе проходили реставрационные работы. В 1951 году собор был закрыт, его две башни снесены, а центральный фасад значительно перестроен, в здании до начала 90-х находился «Дом физкультурника». В 1993 году храм вернули Католической церкви, в 1997 году собор был повторно освящё. В ходе реставрационных работ в 1990—2000-х годах был полностью восстановлен его первоначальный облик.
Троицкое предместье (Троицкая гора) — исторический район города Минска, расположенный в северо-восточной части исторического центра на левом берегу реки Свислочь. Некогда являлся торгово-административным центром столицы Белоруссии.На западе от Троицкой горы находится Минское Замчище, на северо-западе — Татарские огороды и Старостинская слобода, на севере — Сторожёвка, на востоке — Золотая горка, на юге — центральные районы Высокий и Низкий рынки. Здесь находились не сохранившиеся до наших дней Свято-Вознесенский монастырь с одноименной церковью, Свято-Борисоглебская церковь, женский базилианский монастырь Святой Троицы (сохранился частично) и костёл и монастырь католического монашеского ордена мариавиток. Ныне предместье является одним из самых любимых мест отдыха минчан и гостей столицы. Весомая часть памятников культуры Минска находится именно на территории Троицкого предместья. Так, охранный статус имеет комплекс из 24 зданий начала XIX—XX веков, расположенный в трапециевидном квартале, образованном улицами Богдановича, Старовиленской, Сторожевской и Коммунальной набережной. Некоторые из этих зданий возведены на основе более ранних каменных строений. Среди этого комплекса наиболее известны так называемый дом Вигдорчика по Коммунальной набережной 6, в котором в 1890—1891 годах снимал квартиру Доминик Луцевич — отец классика белорусской литературы Янки Купалы, дом Пинсуховича по Сторожевской 5 (некогда сдавался под казармы 9-й и 10-й роты Серпуховского полка), построенная в 1874 году «Китаевская» синагога (Богдановича, 9а), в которой ныне располагается «Дом природы». В здании по адресу улица Богдановича, 15 (раннее Александровская, 11) находилась обувная фабрика Цитвера. Производство открылось в 1871 году как сапожная мастерская. Известно, что в 1913 году на фабрике было занято 40 рабочих, имелся двигатель. В том же году было произведено обуви на 55 тысяч рублей.На углу Александровской улицы и Александровской набережной располагался дом Ушакова (ныне магазин «Стекло, фарфор» по Богдановича, 1). В 1886 году в этом доме на квартире провизора Павловского было проведено собрание народников, на котором было решено активизировать деятельность и начать издавать журнал «Социалистическое здание».
Отдельное место занимает комплекс зданий 2-й городской клинической больницы (улица Богдановича, 2), являющийся памятником архитектуры классицизма. Статус историко-культурной ценности имеют четыре здания: корпус бывшего Троицкого монастыря базилианок, построенный в 1799—1800 годах; дом инвалидов, богадельня и хозяйственная постройка (все три строения возведены в 1840—1847 годах). Губернская земская больница была открыта в 1799 году. До 1903 года находилась в ведении Приказа общественной опеки. Во время пожара 1809 года большая часть деревянных построек монастыря выгорело. Сохранившиеся здания после ликвидации унии в 1839 году были переданы больнице. Перестройка монастырских зданий под нужды больницы, завершившаяся к 1850 году, была осуществлена по проекту губернского архитектора Казимира Хрищановича. В здании Троицкого монастыря базилианок располагалось терапевтическое отделение, рассчитанное на 70 коек. В список историко-культурных ценностей внесены также несколько зданий, ныне относящихся к Суворовскому военному училищу (улица Богдановича, 29). Главный корпус училища (корпус 2/3) был построен на средства Общества благодеяния по проекту архитектора Михаила Чаховского в 1811 году как главная часть комплекса монастыря мариавиток (белор.)русск. и госпиталя. Здание служило в качестве костёла до 1854 года, когда монастырь был упразднён, а его корпуса переданы православной духовной семинарии, основанной в 1793 году в Слуцке. В здании также располагались редакции епархиальной газеты «Минские губернские новости» (издавалась с 1869 по 1920 год) и журнала религиозного общества «Православный братчик» (в 1910—1911 годах вышло семь номеров). После Октябрьской революции семинарию закрыли. В 1921 году в её корпусах расположились Минские пехотные курсы, которые в 1924 году трансформировались в Объединенную белорусскую школу. До войны в здании также находилась редакция газеты «Красноармейская правда». Во время оккупации немцы наладили на старом оборудовании издание газеты «Прорыв». В 1952 году под руководством архитектора Георгия Заборского была начата реконструкция бывшего комплекса монастыря, в котором планировалось открыть Суворовское военное училище. В ходе реконструкции, завершённой в 1955 году, к главному было достроено два этажа, а также возведены два новых корпуса. Оба новых здания — корпуса 2/1 и 2/7 (спортивный зал) — также являются памятниками архитектуры и внесены в список охраняемых объектов.
Статус охраняемой зоны имеет треугольный в плане квартал, образованный улицами Богдановича, Заборского и Сторожевской. Среди его застройки выделяется дом Бейлина (улица Заборского 3), построенный в конце XIX века. В 1875—1876 годах в слесарной мастерской владельца здания учился ремеслу студент Петербургского технологического института Михаил Рабинович, параллельно ведший активную народническую агитацию среди рабочих. В этом же квартале по адресу улица Богдановича 23 находится Третий дом советов — памятник архитектуры конструктивизма, построенный в 1936 году по проекту архитекторов Л. Денисова и В. Вараксина. В 1930-е годы Домами советов называли здания, построенные специально для советских служащих и рабочих. Большинство квартир в доме были 3-ёх- и 4-ёхкомнатными, жили в нём преимущественно семьи офицеров. Архитектор Анатолий Воинов критиковал планировку квартир, между тем отмечая высокую архитектурно-художественную выразительность фасада, достичь которой удалось благодаря удачному использованию облицовки разных цветов и фактуры, а также немного выступающих пилястр. 24 июня 1941 года во время бомбардировки города люди укрылись в бомбоубежище, оборудованном в подвале здания. Однако, взорвавшаяся неподалёку бомба вызвала пожар, который унёс жизни около сотни человек. Ныне в здании кроме прочего располагается продуктовый магазин «Траецкі» («Троицкий»).
Крупнейшим по размерам объектом на территории предместья является театр оперы и балета, расположенный в центре сквера, параллельно являющегося площадью Парижской коммуны. Здание театра была построено в 1935—1937 годах на месте древнего Троицкого рынка. По изначальному проекту Георгия Лаврова планировалось возведение поистине громадного сооружения. 11 июля 1933 года в день годовщины занятия Минска Красной Армией в 1920 году здание было заложено, но через некоторое время было решено отказаться от этого проекта в пользу менее грандиозного, но более осуществимого проекта архитектора Иосифа Лангбарда. Во время Великой Отечественной войны само здание значительно пострадало, богатые интерьеры были вывезены в Германию. После освобождения Минска здание театра был реконструировано, первая после войны постановка была осуществлена в 1947 году. В 1950 году вокруг театра был разбит сквер по эскизу самого Лангбарда. В первом квартале 2006 года началась реконструкция Театра оперы и балета, в результате которой зданию был возвращён вид, заложенный его архитектором. Завершилась реконструкция в 2008 году. Памятником классицизма является административное здание Министерства обороны Республики Беларусь по улице Коммунистической 1. Оно было построено в 1945—1946 годах на месте «Белой церкви» и женского духовного училища как административное здание штаба Белорусского военного округа. По другим сведения, здание было возведено на базе женского духовного училища, построенного в 1867—1870 годах.
Собор святых апостолов Петра и Павла. Храм принадлежит Русской Православной церкви. Полное название - «Собор во имя святых апостолов первоверховных Петра и Павла». Другие названия: «Петропавловский собор», «Екатерининская церковь». Год основания — 1612. Архитектурный стиль —барокко. Собор был построен на добровольные пожертвования жителей Минского воеводства, во имя святых Апостолов Петра и Павла. Храм был возведён в конце 1620-х годов как церковь Минского Петропавловского православного мужского монастыря. В 1793—1795 гг. храм был отреставрирован на средства, пожертвованные российской императрицей Екатериной II. В 1795 г. храм отремонтирован и освящен во имя святой великомученицы Екатерины и становится городским собором, именуясь Свято-Екатерининским собором. С 1795 по 1799 г. являлся кафедральным собором Минской епархии. В 1870—1871 гг. был основательно перестроен, проведена полная реставрация, во время которой сделаны росписи, по свидетельству современников, сравнимые по богатству с росписями храма Христа Спасителя вМоскве. Осенью 1933 г. закрыт, члены клира арестованы и расстреляны, в помещениях храма был устроен склад для хранения пищевых продуктов. В декабре 1941 г. богослужения были вновь возобновлены, главный престол храма был переосвящен во имя святых Петра и Павла, правый придел — во имя святой великомученицы Екатерины, а собор опять стал называться Свято-Петро-Павловским. Службы продолжались до декабря 1944 г., после чего собор вновь был закрыт и перестроен для размещения в нём государственного архива. После Великой Отечественной войны храм был приспособлен под жильё, а затем — под Архив научно-технической документации БССР и Архив-музей литературы и искусства БССР. 7 декабря 1991 г. богослужения вновь возобновлены и собор освящен заново во имя святых апостолов Петра и Павла. Сегодня церковь отреставрирована, её башни получили шатровые завершения, а фасады освободились от позднейших пристроек. Петропавловский собор является единственным памятником архитектуры эпохи Ренессанса, сохранившимся в Минске. При храме существуют два братства: во имя Трёх Виленских мучеников (образовалось в 1992 г.) и братство студентов-медиков в честь свт. Николая Чудотворца (образовалось в 1998 г.).
Свято-Елисаветинский монастырь — женский православный монастырь на окраине Минска (район Новинки). В настоящее время — единственный действующий монастырь города. Основан в 1999 году на месте, где прежде церквей не существовало. Назван в честь великой княгиниЕлизаветы Фёдоровны. Вырос из одноименного Сестричества, которое продолжает свою благотворительную деятельность в Республиканской клинической психиатрической больнице, Интернатах для детей и взрослых с особенностями психофизического развития, больницах города. В монастыре восемь храмов: нижний монастырский, в честь Святителя Николая Чудотворца (освящен 10.12.1999), верхний монастырский, в честь святой покровительницы монастыря преподобномученицы Елисаветы (освящен 12.01.2005), домовая церковь в честь блаженной Ксении Петербургской в психоневрологическом интернате № 3 для взрослых (освящена 06.02.1998), храм в честь Воскрешения праведного Лазаря Четверодневного на Северном кладбище г. Минска (освящен 10.05.2005), храм в честь иконы Божией Матери «Державная» (освящен 20.10.2008), храмы в честь Царственных Страстотерпцев (расположенная в крипте храма в честь иконы Божией Матери «Державная») (освящен 13.10.2012), храм в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (находится на монастырском подворье в д. Лысая Гора Минского района) (освящен 03.01.2010), храм в честь святителя Нектария Эгинского (на территории детского интерната), еще не освящен. Среди других строений монастыря — колокольня Елизаветинского храма, которая дублируется с другой стороны симметрично расположенной башней в тех же формах, трапезная (расписана фресками), несколько келейных корпусов, ограда с небольшими башнями.
Костёл Святой Троицы (Святого Роха). Католический храм в Минске в историческом районе Золотая Горка. Памятник архитектуры в неоготическом стиле. Католический приход Пресвятой Троицы в Минске был основан в XIV веке королём Ягайло. Это самая старая католическая община в городе, о которой сохранились документальные сведения. На пожертвования короля был построен деревянный храм на Троицкой Горе, однако в 1409 году храм сгорел дотла. Вновь отстроенный деревянный храм также погиб в пламени пожара в 1809 году. Существовали планы его восстановления, но из-за недостатка средств они не были реализованы. В 1832 году приходским храмом стала деревянная часовня Святого Роха на золотогорском католическом кладбище, построенная в 1796 году. К середине XIX века деревянное здание бывшей часовни, ставшей храмом Пресвятой Троицы, сильно обветшало. Епископ А. Войткевич сумел получить разрешение на постройку нового каменного костёла, который был возведен за 3 года (1861—1864) по проекту академика Петербургской академии художеств М. Сивицкого. Храм в неоготическом стиле возводился на средства, полученные от сбора пожертвований, причём их собирали не только католики, но и представители других конфессий и религий в знак благодарности святому Роху, который, как считалось, спас город от эпидемии холеры. 1 ноября 1864 года церковь была освящена под двойным титулом: Успения Пресвятой Девы Марии и святого Роха. Однако сохранилось и продолжало использоваться и историческое название церкви Пресвятой Троицы. В правом алтаре храма находилась статуя святого Роха, перенесённая из старой часовни. Статуя была окружена широким почитанием, на праздник св. Роха 16 августа на Золотой Горке собирались тысячи паломников. В 1922 году из костёла были реквизированы все ценности и богослужебная утварь. В 1930-е храм был закрыт, тогда же исчезла и почитаемая статуя св. Роха. В июне 1941 года Золотогорский костёл сильно пострадал от боевых действий. Богослужения возобновились на короткое время во время фашистской оккупации Минска, но сразу после окончания войны здание было приспособлено под книгохранилище. В послевоенные годы кладбище вокруг здания храма было уничтожено, а вокруг построены жилые дома, после чего бывший храм оказался внутри квартала. После реставрации в 1983 году здание было взято под охрану и переделано в зал камерной музыки Белгосфилармонии. В апсиде в 1984 году установлен электрический орган , а окна украшены витражами. С мая 1991 года в Троицком Золотогорском костёле Святого Роха снова возобновились богослужения в свободное от концертов время. В 1998 статуя св. Роха, выполненная из металла, была размещена в правом алтаре на том же месте, где располагалась исчезнувшая историческая. В 2006 году зал камерной музыки был закрыт, а здание было возвращено римско-католическому приходу Пресвятой Троицы (Святого Роха).